Вторник, 26.09.2017, 15:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Газиз телем!






Главная Мой профиль Выход
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


          Болгар иле шәһәр культурасы югары үскән  дәүләтләрдән саналган.Биредәге шәһәрләр саны 160 ка җиткән.Монда Тубылгытау  шәһәре дә керә.Ул  Болгар,Биләр,Суар,Кашан кебек шәһәрләрдән кечерәк була,чөнки Тубылгытау сәүдә юлларыннан,Идел белән Камадан  читтә торган.Шулай да монда мәктәп-мәдрәсәләр эшләгән,сәүдә һәм һөнәрчелек чәчәк аткан.Шәһәргә 12 нче гасырда,монгол яуларына кадәрге чорда нигез салынган,аның чәчәк ату вакыты исә уникенче-ундүртенче гасырларга туры килә.Шәһәрлек өч яктан Шушма ел­гасы ярына тоташа торган текә тау-чокырлар, ә бер ягыннан агач һәм балчык ныгытмалар белән әй­ләндереп алынган. Тау битендә бик матур итеп кояш төсендәге чәчәкләргә төренеп, тубылгы куаклары  үскән.Авылның исеме дә шуннан килеп чыккан.

Зур кала корган монда бабайлар,

Искәннәр җилләр,узган гомерләр

Безнең дә хыял таулардай биек,

Кояштай якты безнең гомерләр.

 

 Тубылгы тавы-дәртле җыр ягы

Мондый гүзәл як кайда бар тагы?!

Яшь йөрәкләрнең  якты вәгъдәләр,

Алтын балдаклар алышкан чагы.

       Каннарга батып,калганнар ятып,

Болгар бабайлар изге яуларда.

Аларны хәзер кемнәр абайлар?

Яталар алар хәзер кайларда?

 

Тубылгы тавы-сагыш-моң ягы

Мондый гүзәл як кайда бар тагы?

Яшь йөрәкләрнең якты вәгъдәләр,

Алтын балдаклар алышкан чагы.

 

Тубылгытау авылы турында шундый риваять яшәп килә.Болгар чорында Тубылгытау шәһәрендә яшәгән бабаларыбыз көндез эшләп арыган атларын “ял итсен”,”ашасын”дип урманга чыгарып җибәргәннәр.Таң аткач,ат арып,тирләп-пешеп кайтып керә ди.Бу хәл еш кабатлана торгач,хәйлә уйлап тапканнар.Бер кичтә атка сумала сөртеп җибәргәннәр.Иртән ат өстнә ябышып маймыл кайткан.

Тагын менә шундый риваять тә бар әле.Кала башында Хәнифә патшабикә сарае торган.Руслар туптан аткач,сарай ишелеп төшкән.Ахырзаман җиткәч,Хәнифә патшабикә яңадан кайта икән имеш.

Тубылгытау-бик матур авыл.Азан тавышлары белән тәрбияләп торган күркәм мәчете,ике катлы гүзәл мәктәбе бар.Тубылгытау кешеләре белән матур дияр идем мин.

                                                       Край родной

Тубылгытау! Какое красивое мелодичное слово! Это название моей деревни. Красиво не только её название. Она расположена на очень живописной местности. Наши древние предки сумели выбрать место для поселения.
В книге С. М. Шпилевского... упоминается о городе Тубулга - Атау, который лежал при соединении рек Кичу и Чишма. Остатки этого города Шпилевский предполагал найти в пригороде Новошешминск, в 15 верстах выше устья реки Кичу; тут же говорится, что не далеко от Тубулга - Атау находится могила Ходжи Ахрара. В одну из своих поездок по уезду мне приходилось ехать из д. Нижней Никиткиной мимо д. Верхней Никиткиной в с. Шешму - Архангельское тож, от севера к югу, вверх по реке Шешме. Проезжая мимо Верхней Никиткиной справа, т.е. с западной стороны, я встретил вправо от дороги, возле самой дороги, памятник, окруженный четырехугольным срубом, уже ветхим. Памятник представляет большой четырехугольный камень, высотою до 6 саженей, лицом к югу. В верхней половине была изображена звезда, внизу надпись, очевидно, татарским письмом. Я спросил чей это памятник, мне отвечали: Ходжи Ахрара, ученика Нуреддина из Бухары, жившего очень давно, лет 400 и более. Я просил прочитать надпись; татарин отказался, говоря, что надпись стала неразборчива от времени. Я нашел на земле, около памятника, несколько мелких медных монет, которые муллы берут в свою пользу. Нахождение памятника мне указало, что древний город Тубулга-Атау, находился здесь. Действительно, сейчас же налево от дороги показалась местность, окруженная тройным валом и рвами, на левом высоком берегу долина реки Шешмы. С востока и юга идут крутые обрывы к берегу, с запада и севера местность представляет ровную плоскость. Это укрепление валами место находится, следовательно, на углу, образуемом долиною реки Шешмы. Северная же часть этих старинных укреплений заселена жителями д. Верхней Никиткино, из татар-магометан; остается не занятой южная часть укреплений. Памятник Ходжи Ахрара был в крепости, но собственно памятник Ахрар отстоит от валов сажен на 100, едва не более, на северо-запад.
Далее, разговаривая с жителями д. Нижней Никиткиной - русские и старокрещенные татары - я узнал, что татары называют Верхнюю Никиткину "Тубулга Тауы" и различают деревни Никиткины так: «жугарыгы Тубулга Тауы» и «тюбянге Тубулга Тауы». Следовательно, эта местность сохранила даже и древнее свое именование. Наконец, река Кичуй течет в 3 верстах от Верхней Никиткиной к северу и впадает в реку Шешму.
Тубулга или Таволга несколько похожа на вишневый куст, растет по склону левого высокого берега долины реки Шешмы и встречается в окрестностях Верхней Никиткиной, в других окрестных местностях это растение не попадается, как мне передавал священник с. Шешмы…».
Сохранению одного из них помогло наклонное его положение со стороны надписи. Еще недавно, на берегу Кичуя, в версте от деревни, стояли два памятника, изображающие собой некоторое подобие верхней половины человека в чалме, но эти памятники упали в Кичуй, или были увезены татарами. Может быть, на этих памятниках могли бы прочитать имена тех святых, о которых упоминается в книге Шпилевского. По крайней мере, на одном памятнике надпись может быть легко прочитана и носить признаки старинной древности, ровно и самый памятник по устройству своему много грубее другого соседнего. Следовательно, на месте нынешней Нижней Никиткиной было старинное кладбище, окрестные татары долго не позволяли жителям Нижней Никиткиной селиться на этом месте; когда же не могли помешать, то усердно просили не рушить памятников, что жителям строго и исполняется пока. Иногда проезжающие татары заезжают к этим памятникам для молений, при чем кладут в ямку, находящуюся обыкновенно с задней стороны памятника внизу, даже серебряные монеты, которые поступают в пользу мулл.
В Новошешминском районе недалеко от Альметьевской трассы, на левом высоком берегу Шешмы, расположена деревня, которую татары называют Тубылгытау, а русские - Верхнее Никиткино.
Географическое положение села своеобразно - оно расположено на склоне вводораздела. Причем главным фактором, повлиявшим на рельеф местности, стали текущие воды. В его звучном имени - частичка многовековой истории татарского народа.
Гора, на которой растет таволга - так переводится название этого села. Таволга - это многолетнее растение кустарникового типа, которое растет по сухим склонам, в степях. В русском языке его называли еще лабазником. Приятный медовый аромат цветков таволги, неповторимый пряный вкус чая из нее - все это сопровождало жизнь древних народов, именуемых татарами. Основным условием выживания и кочевников, и пахарей было знание природы, ее растительных ресурсов. К сожалению, сейчас подрастеряны древние методы лечения травами. Но народ помнит, что таволга - это трава от сорока недугов или "сорокоприточник". Древние тюрки в руку покойного вставляли прут из таволги, а ногайцы для ручки нагайки использовали только "красную таволгу".
В поисках нового места для поселения древние татары присматривались к поведению своих лошадей. Чуткое животное охотно останавливалось там, где росла именно эта трава. Так появлялись новые татарские села. В названии этой травы кто-то слышит имя великой российской реки Волги, кто-то - татарское слово "табырга" (найти).
О его древности свидетельствует и древнее булгарское городище Тубылгытау. Много веков назад только что образовавшееся молодое Булгарское государство нуждалось в охране своих границ от набегов других племен. На восточной границе, которая проходила но реке Шешма, решено было основать крепость-кальгу. Место для нее было выбрано очень удачно. С высокого берега видна вся округа: враг не мог незаметно подкрасться. В результате частичных раскопок удалось установить, что здесь, на левом берегу реки Шешмы, на обрывистом мысу, крепость была обнесена валом с бревенчатыми стенами, окольцована двойными глубокими траншеями, следы которых ведут к реке. Судя по всему, строители крепости использовали воды Шешмы для защиты городских стен.
Вот тогда-то, по всей видимости, и закрепилось за крепостью нынешнее название села Тубылгытау - стояла-то она па горе, где цвела таволга. Население крепости охраняло границы и заодно занималось земледелием, скотоводством,
охотой, рыболовством и бортничеством. С трех сторон к крепости подступал лес. Много было лесного зверя, ягод, меда, а в реке - рыбы. По слухам, водилась и нечисть, ставшая одним из персонажей поэмы "Кырлай" Габдуллы Тукая - Шурале.
Жители села любят рассказывать байку об одном таком случае, "точно-точ- но" произошедшем здесь "много-много" лет назад: уставших за день лошадей отпускали пастись на лесную поляну, а наутро с досадой замечали, что лошади вернулись вспотевшие и усталые. Чтобы проверить кто же так нещадно эксплуатирует скотину, пошли на хитрость: спину одной из лошадей смазали смолой. Утром лошадь вернулась с прилипшей "обезьяной" па спине. Увидевшие "это" крестьяне давай ее "метелить"...
О дальнейшей судьбе чудища, к сожалению, не известно. но, скорее всего, сказка не имела драматичной развязки: ретировалась оно в свой лес и бросило свои игрища с лошадьми.
Само село возникло около городища во второй половине XVII века. Его насельниками стали татары-мишаре, переехавшие из Симбирского края и участвовавшие в возведении засечной черты, и после ее возведения получившие здесь земли.
В 1730-х годах, когда началась политика христианизации, местные жители были крещены и оказались в ведении Новокрещенской конторы, созданной по инициативе императрицы Анны Иоанновны.
Село официально именовали Верхнее Никиткино, а Нижним (потому как ниже по течению Шешмы) - современное Ленино. Местные татары именовали село "Тубылгытау".
Верхнее Никиткино относилось к Ерыклинской волости Чистопольского уезда Казанской губернии. По данным 1859 года, в деревне было 84 двора, 250 мужчин и 283 женщины.
Село входило в приход Слободы Архангельской. Но основы православия здесь не укрепились, так как служба велась даже не на русском, а на старославянском. К тому же вокруг было много татарских сел, где исповедовался ислам, а среди татар традиционно было сильно проповедничество, тем более в среде своих же единоплеменников.
В 1864 году "отпавшие от православия" татары самовольно похитили часовню и построили молитвенный дом в виде мечети, но без минарета. Прибывшего для закрытия мечети уездного исправника Кривошеева не допустили опечатать мечеть. Исправник сообщает казанскому губернатору о том, что "отпавшие в магометанство" крестьяне убедительно просят о дозволении им совершать молитвы в устроенном ими доме за здравие царя Александра Николаевича. Через неделю чистопольский уездный исправник получает из Министерства внутренних дел Казанской губернии ответ такого содержания: "Крещеные татары этой деревни должны состоять в христианстве. Поэтому молебен за здравие Государя Императора они должны совершать в христианских храмах, а не в магометанских мечетях. Нельзя попустить уклонение от православной веры".
Зачинщика строительства мечети Галима Самигуллина сослали в ка¬захские степи.
Только после объявления закона о свободе вероисповедания здесь возводят в 1906 году первую мечеть. Прихожанами этой мечети стали 884 мужчины и 853 женщины. А на следующий год образуется вторая махалля (община), которая строит свою мечеть.
После завоевания Иваном Грозным Казанского ханства то там, то здесь вспыхивали крестьянские бунты: татары не хотели смириться с положением завоеванного народа. В XVII веке был издан ряд законов, запрещающих "инородцам" иметь собственные кузницы во избежание восстаний.
Татарам и другим нерусским народам разрешили иметь из железных предметов в хозяйстве только один топор.
Да и тот можно было обменять на новый только с разрешения Казанской воеводской канцелярии. Эти законы привели к гибели кузнечного дела. Однако татары и тут нашли выход. Легенда гласит о том, что в Тубылгытау проездом остановился русский мастер кузнечного дела.
Узнав об этом, крестьяне упросили его остаться кузнецом в деревне: специально для него построили дом в нижнем конце деревни. Потомки кузнеца прижились, укоренились и до сих пор компактно проживают там, где их предку всем селом поставили крепкую избу. Часть села, где живут русские, так и называется: "Русский конец".
Все русские жители свободно говорят на татарском языке. И что интересно: иногда двое русских самозабвенно спорят о чём-нибудь на чисто мишарском диалекте. Национальной вражды не было и нет. Две веры: христианство и ислам прекрасно уживаются рядом. Крещёных татар в деревне нет. Говорят, что название Верхнее Никиткино деревня получила от того кузнеца Никиты.
Население деревни привлекалось к разным работам в пользу государства. Мост через реку Шешма был построен при участии жителей нашего села в XIX веке. Участок Сибирского тракта то же строился при участии наших односельчан. Мы не имеем данных об их участии в войнах XIX века. Но был один участник Русско - Японской войны 1904 - 1905 годов. Миннеханов Юзумхан бабай участвовал при обороне Порт - Артура. Многие наши односельчане участвовали в первой мировой, позже в Гражданской войне.
В 1929 году началась коллективизация на селе. В этот год 12 хозяйств нашей деревни записались в колхоз и сдали зерно в общий склад. В марте 1930 годи разразился "Бабий бунт". 12 женщин роздали колхозное зерно обратно прежним хозяевам, А тем, кто был выдворен из своих домов, вернули дома обратно. ГПУ обвинило в подстрекательстве мужей этих женщин и безвинных мужчин увезли в райцентр. Оттуда они уже не вернулись были репрессированы как враги народа.
В нашей деревне было самое старое школьное здание не только в районе, но, наверное, и во всей республике. По рассказам старожилов история школы такова: в 1927 году выделили участок для школы. В 1928 году крестьяне - единоличники своими лошадьми возили лес. В 1929 году из деревень Кыязлы и Такталы приехали бригады строителей. Руководил этими работами прдседатель сельского совета Галиев Якуб "В архивном фонде Народного комиссариата просвещения ТАССР в ведомости на школьное строительсво по Чистопольскому кантону за 1928/1929 годы значится Верхне- Никиткинская 2-х комплектная школа I ступени» (справка Гос.архива РТ, выданная 28.02.97год) Школу построили к весне 1929 года.
Первым директором был Рашидов Габбас из деревни Чертушкино. Первыми учителями были Рашидова Хатима, Исхакова Марьям, Сагитова Кашифа, Тихонов Степан, Гайниев Анвар, Закиров Галимзян. Учителя русского языка и литературы Тазова Михаила Матвеевича любили и уважали все. Его репрессировали как врага народа. 1931 года школа стала семилеткой. С 1933 гола до войны директором школы работал Бадигин абый (имени никто не знает). От нас ушел на войну. После него директором работала Хамитова (Зарипова) Хадия 1944 года директор - Каримов Ахат, а в 50-е годы Зарипов Кирам Зарипович. В 58 году нашу школу (семилетку) перевели в с. Ленино, у нас осталась только начальная школа.
Но с 1965 по 1970 год она стала восьмилетней. С 1970-го по1989 школа - начальная, С 1989 года неполная средняя, а с 1991 года-средняя. Школьное здание в аварийном состоянии. Уже поставили подпорки, чтобы не обвалился потолок. В ветреную погоду в классных комнатах очень холодно. Ветер проходит сквозь гнилые стены. В 1989 году школу отремонтировали: изнутри обшили двп, а снаружи шифером, покрасили. Но, прослужив 75 лет, она уже превратилась в труху.
2004 году мы отпраздновали 75 летие нашей родной школы. В этот же день был заложен фундамент нового школьного здания.

Численность населения деревни составляет 723 человека и продолжает увеличиваться. Увеличение численности населения происходит в основном за счет естественного прироста. Детей садиковского возраста за 58.
В половозрастной структуре численно преобладают женщины. Среди детей до 15 лет преобладают девочки. В трудоспособном населении больше мужчин, а в старшем поколении больше женщин.
Что интересно – у нас в деревне живут две национальности: татары и русские. Татары 661, а русских 62 человека. Русские парни стараются жениться на русских, если даже невеста из другой деревни, а вот русские девушки любят татарских парней. Смешанных браков в деревне всего пять. Каждый народ все же предпочитает свою национальность.
Две религии христианство и ислам живут рядом. Каждый народ не только чтит свою, но и уважает чужую религию. Например: русские знают, когда у татар ураза (татарский пост), или же Курбан – байрам, а татары знают, когда какой религиозный праздник у русских. Сразу после Нового года у русских Раштуа (Рождество Христово), потом Крещение, Масленица или же Петров день и т. д. От татар очень часто можно слышать приметы о погоде, связанные с русскими религиозными праздниками. На татарском Рамазане не только татар, но и русских не увидишь пьяными. А когда у русских пост, то любой татарин знает, что русскому гостю нельзя предлагать мясо или молоко и т. д. у нас эти два народа живут, уважая и понимая друг – друга, уважая две религии и традиции.
Русские хорошо говорят на мишарском диалекте. Татары тоже хорошо знают русский. В деревне живут интересные люди.

  Ашрапова Марьям ученица 4 класса  победитель  конкурса «Культурный дневник»

 

 


Вход на сайт
Таныш булыйк
Белем җәүһәрләре Бөтендөнья интернет-проектлар бәйгесе


Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Керүчеләр саны
счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2017